Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

В год «Педагога-наставника»

TYVcELw5zns

В год «Педагога-наставника» студенты техникума реализуют проект интервью с педагогами «Новый взгляд». Педагоги выступают в непривычной для себя роли респондентов, отвечая на вопросы, которые специально для каждого участника готовят студенты-волонтёры. Мы хотим дать возможность педагогам раскрыться с иной стороны, а студентам - взглянуть на своих наставников по-новому, узнать их внутренний мир и самим стать духовно богаче.
Каждый педагог когда-то выбирал свой путь в жизни. Для кого-то это был трудный выбор, а кто-то с самого начала осознанно стремился к педагогической деятельности или шёл по стопам родителей. У каждого свой путь. Он уникален и этим интересен.
Интервью с Соловьёвым Вячеславом Васильевичем.
- Вячеслав Васильевич, меня зовут Гребнева Анастасия, я студентка 1 курса специальности «Дошкольное образование». Расскажите, пожалуйста, о вашем педагогическом опыте.
- Я вырос в педагогической семье. Мама, Иванова Зоя Михайловна, – учитель начальных классов, Отличник народного образования. Отец, Соловьёв Василий Тимофеевич, проработал более 40 лет в Знаменской 8-летней школе, более 10 лет возглавлял её. Брат матери в Борском районе более 40 лет преподавал в школе историю. Сестра отца, Филимонова Антонина Тимофеевна, много лет проработала в средней школе Клинского района Московской области. Муж Антонины Тимофеевны был директором этой школы более 25 лет. Можно сказать, что я пошёл по стопам своих родителей.
В 1983 году я закончил физико-математический факультет Самарского педагогического института и пришёл работать в школу. Был директором, возглавлял ту школу, в которой работали мои родители. Пришлось командовать своими же учителями, которые меня учили. Успешно проработав три года, я женился и переехал на родину своей жены, в Хворостянский район. По приезде в Хворостянку, судьба забросила меня в органы внутренних дел, 3 года я работал в милиции инспектором по делам несовершеннолетних. Но меня тянуло на педагогическое поприще.
В 1990 году я пришёл в Хворостянское среднее сельское профессиональное техническое училище № 75. И вот с 90-го года моя трудовая жизнь связана с этим образовательным учреждением. Годы были, конечно, сложные. Развал Советского Союза. Но мы продолжали работать. Текучка была очень большая. Первый год после милиции я работал в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Отработав 3 года, стал заместителем по учебно-производственной работе. На этой должности находился 19 лет. Нам помогал руководитель профтехобразования, Вениамин Дмитриевич Сурков, замечательный человек. После его смещения наше профессионально-техническое образование потерпело неудачу, и нас соединили с народным образованием. А что такое народное образование? Это ни денег, ни зарплаты, ничего! В основном уделяли большое внимание школам детским садам. Мы были на втором, даже на третьем плане. Благодаря нашей администрации района, особенно Виктору Алексеевичу Махову, который нам помогал всегда, мы и выжили. Тяжело было. Мастера уходили. Была только зарплата, больше никаких доплат и надбавок. Такая ситуация была до 2000 года. С 2000 года нас начали понемногу финансировать. Если посмотреть по области, то из 100 образовательных учреждений профессионально-технического уровня осталось около 50. Если было 38 образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля, то к 2000 году их осталось не больше 15. Мы выжили, и с 2000 года у нас стали открываться новые профессии. Основными профессиями были: тракторист-машинист широкого профиля, повара, продавцы, бухгалтеры, хозяйка усадьбы, мастера сельскохозяйственного производства.
В 2005-2007 годах стремились повысить статус образовательного учреждения, то есть перейти в лицей. В 2009 году подали документы, но когда приехала аттестационная комиссия, заместитель министра образования сказал, что нам пора бы уже быть в техникуме, а не в лицее. И 1 декабря 2009 года нам присвоили статус техникума. И мы из профессионального-технического училища №75 имени Юрия Рябова превратились в Хворостянский государственный техникум, но без имени Юрия Рябова. В 2010 году техникум восстановил историческую несправедливость и вновь стал носить имя Юрия Рябова.
Были открыли новые специальности уже в техникуме. Это "Мастер сельскохозяйственного производства", со сроком обучения 4 года, и "Социальный работник", со сроком обучения год и 10 месяцев. Вот в течение двух лет мы готовили эти специальности.
В 2012 году по состоянию здоровья я ушел в преподаватели. 11 лет я работаю преподавателем математики, физики и информатики.
Многие ребята приезжали к нам учиться из других сел, а как правило, все ребятишки были у нас из малообеспеченных семей. Когда я работая в милиции по делам несовершеннолетних, на учете в 1999 году стояло где-то 20 семей, по району, 30-40 учеников, подростков, стояли на учете. И придя сюда после инспекции по делам несовершеннолетних, я продолжил работать с теми же детьми в том числе. За два года у нас не было нарушений в училище. Мы всех сняли с учёта, потому что не за что их было держать. Большое внимание в работе мы уделяли и уделяем воспитанию молодёжи.
- Скажите пожалуйста, кто из ваших преподавателей прошлого повлиял на вашу будущую жизнь?
- Наверно, на мою будущую жизнь повлияли директор школы в Московской области, где я провел два года учёбы, 9-10 класс. Я жил у тети и у дяди. Они, наверное, тоже повлияли. И родители какую-то роль сыграли. Традиция.
- А что вы считаете своим преимуществом в роли педагога-наставника?
- Наверное, творческий подход. А, вообще, в образовании я считаю основным воспитание подрастающего поколения. У нас на протяжении 33-ёх лет, которые я здесь отработал, самым основным видом деятельности было воспитание. То есть мы старались воспитать личность. Хотя в школе на протяжении многих лет образование было самым главным, а о воспитании забывали. А у нас, в училище, всегда с Владимиром Ильичом на первом плане было воспитание. Воспитание достойного человека. И тогда и сейчас, в общем-то.
- А поддерживаете ли вы связь со своими выпускниками?
- Да, конечно, поддерживаю. Многие девчонки до сих пор пишут, и в одноклассниках мы с ними общаемся. Это обязательно. Я выпустил не одну группу. Со мной поддерживают связь даже те ребята, которых я обучал в 90-е годы. Получается, что я обучал несколько поколений. У меня учились дети моих выпускников.
- Расскажите о самых забавных историях из вашей практики.
- Это, наверное, когда мы проводили День здоровья. Когда выходили все вместе на стадион: преподаватели и студенты. Это все 300 человек, которые выходят на стадион, и занимаются баскетболом, волейболом, футболом, и гири поднимают. И тогда это был праздник. Все преподаватели, у нас тогда был молодой коллектив, как сейчас. В среднем нам было по 25-30 лет.
- Давайте представим, что вы поступаете в наш техникум, какую профессию или специальность вы бы выбрали и почему?
- Я выбрал бы, наверное, самую интересную специальность, "Механизацию сельского хозяйства". Там изучают трактор, учат вождению. Я же на протяжении десяти лет преподавал правила дорожного движения. Мне интересны машины.
- Давайте представим, что вы пишите письмо себе в прошлое, что бы вы посоветовали, какие слова бы сказали?
- В прошлое? С чего бы начать? Я бы остался педагогом. Я доволен тем, что я работал тут 33 года. Но по состоянию здоровья приходится уходить.
- А что для вас является самым трудным в педагогической деятельности?
- Самым трудным для меня всегда было отчислять учеников. Приходит ученик и говорит: "Я не хочу учиться, я хочу уходить". Уговаривали, упрашивали через комиссию, возвращали, но бесполезно.
- А что радует и вдохновляет вас?
- Радуют и вдохновляют успехи учеников. Если взять 90-е годы, то мы не могли мальчишек вытащить на сцену. Они не выступали, они слово боялись сказать, а вот сейчас ребята стали смелее, и это меня радует. На протяжении многих лет ребята призовые места занимают и волонтёрскую деятельность ведут. Поют песни и танцуют. Молодцы.
- Давайте приступим к блиц опросу. Скажите, пожалуйста, какая ваша любимая книга?
- «Как закалялась сталь» Н.Островского.
- Любимый писатель?
- Сергей Есенин.
- Любимый художественный фильм?
- «Ты у меня одна»
- Ваша любимая музыкальная композиция?
- Высоцкого люблю.
- Ваш любимый школьный предмет?
- Математика, поэтому и пошел на физмат.
- Ваша любимая фраза?
- «Надо жить так, чтобы каждый прожитый день казался новым». Антон Семёнович Макаренко.
- Ваше кредо?
- Быть оптимистом, не унывать.
- Что бы вы хотели пожелать педагогическому составу и студентам?
- Студентам я бы хотел пожелать отличной учебы. Не останавливаться на достигнутом, поступать дальше, получать высшее образование. Ну и дальше, не останавливаться на достигнутом. А педагогическому коллективу я бы хотел пожелать, прежде всего, здоровья и отличных учеников. Творческих успехов. Карьерного роста. Поддерживать друг друга. Повышения заработной платы.

#ГБПОУ_ХГТ #ХворостянскийТехникум #Хворостянка #ЮгоЗападноеуправлениеМОиНСО #ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023 #ГПН63

Больше фото здесь